Оспаривание результатов конкурсов (торгов) по купле-продаже, аренде государственных (муниципальных) земельных участков

Оспаривание результатов конкурсов (торгов) по купле-продаже, аренде государственных (муниципальных) земельных участков
Торги (аукцион, конкурс) как способ заключения гражданско-правового договора предусмотрены множеством нормативно-правовых актов Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, нормативными актами представительных органов местного самоуправления. Общие понятия аукциона и конкурса даны в ст. 447, 448 ГК РФ. В соответствии со ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Он заключается с лицом, выигравшим торги.
 
В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель имущественного права либо специализированная организация. Последняя действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает либо от их, либо от своего имени.
 
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а победителем конкурса - лицо, которое по заключению заранее назначенной организатором торгов конкурсной комиссии предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
 
Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. Бюджетный кодекс РФ определяет, что государственный или муниципальный контракт размещается на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (ст. 72).
 
Публичные торги как способ заключения договора предусмотрены ст. 63, 240, 279-282, 284-286, 289, 293, 250, 255, 340, 349, 352, 447-449 ГК РФ.
 
Положения п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) в качестве способов приватизации предусматривают продажу: - государственного и муниципального имущества на аукционе (ст. 18); - акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (ст. 19); - государственного и муниципального имущества на конкурсе (ст. 20).
 
В развитие Закона о приватизации постановлением Правительства РФ от 12.08.02 N 585 утверждены положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положение об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.
 
В ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) указано, что размещение заказа всегда осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
 
Применение торгов (аукциона, конкурса) как одного из способов заключения гражданско-правового договора предусмотрено также положениями Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", нормами Земельного кодекса РФ от 25.10.01 N 136-ФЗ (ЗК РФ) и др.
 
Правила, которые содержатся в ст. 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством. Общей направленностью проведения торгов является поиск контрагента, желающего обеспечить максимально выгодные условия будущей сделки, и выявление стороны договора путем конкуренции участников торгов.
 
В результате проведения торгов (конкурса) у организатора и победителя появляются обязательства, в силу которых у последнего возникает право требования заключения с ним соответствующего договора. Сделки, совершаемые в ходе проведения торгов, и договор, заключаемый по результатам их проведения, рассматриваются как единый юридический состав. Действительность заключенного договора напрямую связана с действительностью торгов (конкурса, аукциона).
 
Законность проведения торгов может быть оспорена. Статья 449 ГК РФ содержит правило предъявления и рассмотрения судом требования о признании торгов недействительными. В постановлении ВАС РФ от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
 
Согласно ст. 449 ГК РФ первым необходимым условием для признания торгов недействительными считается доказанность факта проведения торгов (аукциона, конкурса) с нарушением правил, установленных законом. Второе необходимое условие - предъявление требования о признании торгов недействительными заинтересованным лицом, чьи права и законные интересы при совершении торгов были нарушены и могут быть восстановлены посредством признания их недействительными. Признание торгов недействительными влечет за собой недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
 
Под правилами, установленными законом, понимаются императивные нормы, касающиеся проведения торгов, предусмотренные ГК РФ и другими законами. Конкретный состав нарушений правил ст. 449 ГК РФ, вследствие которых торги (аукцион, конкурс) могут быть признаны недействительными, не регламентирован. В каждом конкретном случае он определяется судом на основании положений норм законодательства, регулирующих правила проведения торгов (конкурса).
 
По результатам проведенного Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа изучения и обобщения споров, связанных с проведением торгов, по делам, рассмотренным в 2007 г., выявлены нарушения процедуры проведения торгов (аукционов, конкурсов), явившиеся основанием для удовлетворения требований истцов. Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят (могут привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции: - координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; - создание участнику (нескольким участникам) торгов преимущественных условий участия, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; - нарушение порядка определения победителя (победителей) торгов; - участие организаторов торгов, заказчиков и (или) работников тех и других в торгах.
 
Согласно ч. 2, 3 ст. 17 названного Закона наряду с установленными в ч. 1 этой статьи запретами при проведении торгов, организаторами или заказчиками которых являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
 
Одновременно с установленными ч. 1 и 2 ст. 17 Закона о конкуренции запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещено ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с теми товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
 
Частью 4 ст. 17 указанного Закона установлено, что нарушение предусмотренных настоящей статьей правил является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Быстрый заказ
Пожалуйста, укажите имя и свой номер телефона, чтобы мы могли связаться с Вами